Проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на современном этапе

Несмотря на то, что состояние окружающей среды характеризуется как кризисное, катастрофическое, как среда вымирания, законодательство о предупреждении экологически опасных ситуаций и действий в этих условиях до последнего времени оставалось мало развитым и не отвечало общественным потребностям. Только сейчас, имея на лицо экологические бедствия, столкнувшись с нарастающим валом аварий в промышленности и на транспорте с серьёзными экологическими последствиями, в российском государстве осознана необходимость создания законодательства в области чрезвычайной экологической ситуации и технической безопасности.

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера предполагает проведение мероприятий по предупреждению возникновения и развития чрезвычайной ситуации, по снижению размеров ущерба и потерь от чрезвычайной ситуации и по ликвидации их последствий.

Федеральный закон “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” предусматривает создание Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации, которая включает в себя пять уровней: федеральный, региональный (охватывает несколько субъектов Российской Федерации), территориальный (субъект Российской Федерации), местный и объектовый. На каждом из этих уровней действуют: координирующие органы (межведомственные комиссии), постоянно действующие органы (МЧС и его территориальные органы), органы повседневного контроля (дежурно-диспетчерские службы), силы и средства (специальные аварийно-спасательные формирования), резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

В зависимости от вида чрезвычайной ситуации в действие приводится тот или иной уровень системы. Поэтому при возникновении чрезвычайной ситуации главным является не вопрос признания пострадавшей территории зоной чрезвычайной ситуации (это презюмируется), а вопрос определения границ зоны - они определяются назначенным в соответствии с законодательством руководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации на основе классификации, утвержденной Правительством Российской Федерации, по согласованию с исполнительными органами субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В зависимости от количества людей, пострадавших в таких ситуациях, людей, условия, жизнедеятельности которых оказались, нарушены, размера материального ущерба, а также границ зоны распространения поражающих факторов чрезвычайной ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные. Например, к местной относится чрезвычайной ситуации, в результате которой пострадали от 10 до 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 100 до 300 человек, либо материальный ущерб составляет от 1000 до 5000 минимальных размеров оплаты труда, и зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

Таким образом, целью и основной задачей деятельности, связанной с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, регулируемой Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", - ликвидация таких ситуаций. Ликвидация чрезвычайных ситуаций

включает аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Важной предпосылкой минимизации неблагоприятных последствий чрезвычайных ситуаций является подготовка населения в области защиты от них и лиц, которые могут быть вовлечены в деятельность по ликвидации таких ситуаций. Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства. Подготовка руководителей и специалистов организаций, а также сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, повышения квалификации, на курсах, в специальных учебно-методических центрах и непосредственно по месту работы.

Перейти на страницу: 1 2

Интересное по теме

Современное состояние и проблемы окружающей среды Абинского района
Благодаря достижениям науки и техники, человек получил в свои руки мощные орудия воздействия на природу. Эти достижения позволяют людям вторгаться в природу, влиять на природу, вли ...

Воздействие сельского хозяйства на окружающую среду
Агроэкосистемы создаются человеком для получения высокого урожая чистой продукции автотрофов. Их основные отличия от природных: 1. В них резко снижено разнообразие видов: сниже ...

Эколого-экономические проблемы регионального развития
Проблема взаимодействия человека с природой - проблема вечная и одновременно современная. Ведь человечество связано с природным окружением своим происхождением, существованием и бу ...

Глобальные экологические проблемы, причины и последствия
В этом реферате мы будем рассматривать одну из самых актуальных и волнующих тем на сегодняшний день. Проблема загрязнения природной среды становится столь острой как из-за объемов ...