Введение режима особого природопользования

Под режимом особого природопользования (РОП) понимается регионально-вводимое ограничение на формы и интенсивность эксплуатации природных ресурсов в большей степени, чем это делается в других местах, и с целью их лучшего сохранения [43]. Режим особого природопользования имеет основной своей целью комплексное решение как вопросов развития производительных сил региона, так и задач полного сохранения имеющихся в нем ценных природных объектов, если по какой-либо причине их невозможно объявить заповедником. Регионы с РОП не исключаются из хозяйственного оборота, их природные ресурсы используются в производстве, хотя определенные ограничения хозяйствования имеют место.

Одной из основных задач введения РОП в Ивано-Арахлейском заказнике является экологизация всех аспектов антропогенной деятельности, всех знаний и существующего производства.

Для реализации РОП целесообразна передача земель водоохраной и прибрежной защитной полосы вместе с акваторией озер одному пользователю - коллективному предприятию «Беклемишевское». Только этот природопользователь осуществляет все виды возможной хозяйственной деятельности, и именно его деятельность приводит к антропогенному преобразованию наибольшего процента земель.

Предложенная в 1982 году В.Е.Викуловым концепция введения РОП для бассейна озера Байкал, актуальна и действительна для территории Ивано-Арахлейского заказника. Концепция может быть выражена в следующие:

. Введение специальной программы рационального использования сельскохозяйственных угодий (на долю которых в заказнике приходится 14,3 % от его общей площади) и подъема сельского хозяйства, предусматривающей увеличение доли животноводства в структуре сельскохозяйственного производства и доли зернофуражных культур и многолетних трав в составе посевных площадей. Однако, необходимо ограничить, а на отдельных участках вообще запретить, выпас и водопой скота в водоохраной зоне озер. Коренное улучшение сенокосных и пастбищных угодий позволит обеспечить кормами все поголовье.

. Совершенствование лесопользования, сохранение лесных площадей в водоохраной зоне, вынос за пределы бассейна основного объема лесозаготовок (в том числе дров), проведение на водосборной территории лишь рубок ухода, санитарных рубок или выборочной системы рубок.

. Умеренное развитие баз отдыха и туризма на южных и западных побережьях озер; запрет на дальнейшее развитие оздоровительных баз и транспортной сети в некоторых местах северного и восточного побережий озер.

. Создание на территории заказника «ядер заповедования», охватывающих памятники природы, генетические резервы, леса I-ой группы.

. Повышение уровня «экологического сознания» путем экологического образования и пропаганды экологических знаний [19].

Установленный на территории заказника режим особой охраны создает и дополнительные ограничения в осуществлении землепользователями хозяйственной деятельности: запрещение применения ядохимикатов в водоохранной зоне, а выдача лицензий на право пользования животным миром, лесными ресурсами, предоставление и перераспределение земельных участков на территории заказника решаются по согласованию с администрацией заказника [37].

Ст.3 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» (2008) в качестве одного из основных принципов охраны окружающей природной среды установила рациональное сочетание экономических и экологических интересов общества. Однако применительно к территории бассейна Ивано-Арахлейских озер законодатель (на федеральном и региональном уровне), установив целый ряд ограничений на ведение хозяйственной деятельности в границах заказника и не предоставив льгот или компенсаций, существенно ограничил предпосылки экономического развития района [13].

В настоящее время сельскохозяйственные функции территории эффективно обеспечивает КП «Беклемишевское». Озера, являясь (де-юре) государственной собственностью, (де-факто) используются для промысла несколькими субъектами права: КП «Беклемишевское», ОАО «Разрез Харанорский», Общество рыболовов и охотников и другими. Кроме того, рыбные ресурсы осваиваются рыбаками-любителями и браконьерами. Нынешняя ситуация позволяет получить лицензию на добычу рыбы практически любому юридическому и частному лицу. Ограничения, как правило, бывают только по срокам лова, но не по количеству субъектов деятельности и объему добычи. Обилие претендентов на ресурсы озер является источником конфликтов интересов, с одной стороны - с другой приводит к тому, что некому заниматься полноценным восстановлением рыбных ресурсов.

Перейти на страницу: 1 2

Интересное по теме

Экологические движения Испании в ХХ - начале ХХI века
Человечество в ходе социального, экономического и технологического развития в ХIХ-ХХ вв. не предполагало, что биосфера Земли может не выдержать глобальной антропогенной нагрузки и ...

Нормативно правовая база, регулирующая качество питьевой воды в Украине сегодня
В Украине принят и действует ЗУ "Про питну воду та питне водопостачання" від 10.01.2002 р. которым в соответствии с его преамбулой определяются, правовые, экономические и организ ...

Российские программы по исследованию климата
Рассмотрим основные российские программы по климатическому мониторингу. В программе «Исследование роли энергоактивных зон океана в колебаниях климата» - «Разрезы» участвовали многие учре ...

Экологическая экспертиза
Научно-техническая революция и бурный рост промышленного производства в XX веке способствовали не только росту благосостояния человека, но и отрицательно сказались на состоянии ок ...