Принципы и формы международного сотрудничества в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Природа не знает государственных границ, она всеобща и едина. Поэтому, серьёзные экологические нарушения в одной стране наносят значительный ущерб экосистемам соседних стран. Высокая приоритетность экологического фактора в международных отношениях постоянно возрастает, что связано с прогрессирующим ухудшением состояния биосферы. Все основные проблемы экологического кризиса (парниковый эффект, истощение озонового слоя, деградация почв, радиационная опасность, трансграничный перенос загрязнений, исчерпание энергетических, минеральных и других ресурсов планеты) обуславливают необходимость международного сотрудничества в сфере природопользования и охраны окружающей среды. В настоящее время назревает необходимость создания надгосударственного экологического органа, который осуществлял бы контроль за рациональным использованием природных ресурсов во всех государствах и регионах.

Сложность и многоплановость отношений между обществом и природой, обусловили многоцелевой характер международной экологической политики. Центральную роль в общей структуре экологической политики играет система оперативного управления природопользованием и охраной окружающей среды, задача которого состоит в принуждении и побуждении предприятий к практической деятельности природоохранного характера. Для этого существуют законы и административные нормы, а также рыночные подходы, включающие возмещение ущерба, наносимого окружающей среде.

Принципы международного сотрудничества в сфере природопользования и охраны окружающей среды определены в XV главе (статьи 81 и 82) «Закона об охране окружающей среды»

Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в сфере природопользования в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Длительное время международное сотрудничество вырабатывало и формулировало принципы экологического международного сотрудничества, которые в настоящее время сводятся к следующему:

каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях;

каждое государство имеет право на использование окружающей среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан;

экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счёт других государств или без учёта их интересов (природные ресурсы слаборазвитых и отсталых стран не должны безудержно эксплуатироваться индустриальными государствами);

хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства не должна наносить ущерб окружающей среде, как в пределах, так и за пределами его юрисдикции;

недопустимы любые виды хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы;

установление контроля на глобальном, региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей среды и природных ресурсов на основе международно-признанных критериев и параметров;

обеспечение свободного международного обмена научно-технической информацией по проблемам окружающей среды и передовым природосберегающим технологиям;

оказание помощи в чрезвычайных экологических ситуациях;

мирное решение всех споров, связанных с проблемами окружающей среды.

Мировая экологическая политика осуществляется на нескольких международных уровнях:

сотрудничество со странами СНГ;

с восточноевропейскими странами;

со странами Балтии;

с индустриально развитыми государствами;

с развивающимися странами.

Экологические объекты, находящиеся вне юрисдикции государств делятся:

находящиеся в пользовании всех государств (атмосфера, озоновый слой);

используемые несколькими или многими государствами (Антарктида, Балтийское, Чёрное, Баренцево моря);

используемые двумя государствами - как правило, пограничные объекты (реки Дунай, Амур и Уссури, Чудское озеро).

В целях охраны фауны и флоры утверждена Международная Красная книга, в которую занесены редкие и исчезающие виды животных и растений, нуждающиеся в особой охране.

Перейти на страницу: 1 2

Интересное по теме

Организация системы мониторинга за климатическими изменениями в России и других странах
Информация о состоянии окружающей природной среды, об изменениях этого состояния используется человеком давно. Последние сто с лишним лет наблюдения ведутся регулярно - достаточно ...

Процессы накопления и миграции токсичных химикатов в почве
Создание объектов по уничтожению химического оружия с нулевым риском, как и других сложных химико-технологических объектов, невозможно и вероятность аварий всегда остается [1-3]. ...

Сезонная динамика параметров замедленной флуоресценции хлорофилла хвойных, произрастающих в районах с разным уровнем загрязнения воздуха
Загрязнение окружающей среды является острой экологической проблемой особенно в городских и промышленных районах. Воздействие токсикантов приводит к значительному ухудшению состоян ...

Сравнительная характеристика Европейских и украинских стандартов качества питьевой воды
В Европе стандарты качества питьевой воды максимально приближены к рекомендациям ВОЗ, так более половины стандартов качества ЕС полностью дублируют рекомендуемые показатели ВОЗ, а чуть мен ...