Совершенствование правого регулирования экологического нормирования

В области экологического нормирования существует целый ряд проблем теоретического и практического характера, разрешение которых также важно для обеспечения устойчивого развития.

В числе таких проблем можно выделить проблемы, имеющие отношение к экологическому нормированию, связанные с переходом на новую систему технического регулирования в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Применительно к санитарно-эпидемиологическому нормированию, например, проблемной на сегодняшний день продолжает оставаться ситуация, когда наряду с законодательными нормами требования к санитарно-эпидемиологическому благополучию населения в настоящее время все еще определяются большим количеством различных санитарных правил и норм.

Не менее важное значение для обеспечения устойчивого развития посредством такой эколого-правовой меры как экологическое нормирование имеет понятийный аппарат в этой области, недостатки которого отмечаются в эколого-правовой литературе применительно к нормативам качества окружающей среды и нормативам допустимого воздействия на нее.

При проведении экологического нормирования возникают также проблемы, связанные с определением в ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» понятия «негативное воздействие» как воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Такое понимание термина «воздействие» отличается от общепринятого в международной практике, в которой под воздействием на окружающую среду понимают «любое отрицательное или положительное изменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом деятельности организации, ее продукции или услуг». Определенная подобным образом цель нормирования реализуется путем установления ограничений (нормативов) как на сами источники воздействия, так и на факторы среды, отражающие и характеристики воздействия, и отклики экосистем.

Развитие государственного нормирования стандариизации и контроля качества окружающей среды и установление единых требований к хозяйствующим субъектам прописано как одна из основных целей экологической доктрины России.

В целях повышения эффективности экологических нормативов как инструментов обеспечения устойчивого развития представляется необходимым реализовать несколько положений:

во-первых, устранить в действующем законодательстве, а именно в ст. 21 Федерального закона «Об охране окружающей среды» дефект нормы, заключающийся в том, что предусмотренные в ней нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов при отсутствии учета одного из основных критериев, - здоровья человека. В ранее действовавшем Законе РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 « Об охране окружающей природной среды» такой критерий присутствовал: «Нормативы предельно допустимых концентраций . устанавливаются для оценки состояния окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека .»;

во-вторых, при разработке нормативов качества окружающей среды необходимо учитывать отдаленные последствия вредных нормированных воздействий;

в-третьих, следует устранить действующий в настоящее время дефектный методологический подход к разработке нормативов качества окружающей среды, заключающийся в установлении нормативов применительно к атмосферному воздуху, воде и другим объектам без учета одновременного кумулятивного воздействия на человека, равно как и на животный, а также растительный мир. При разработке таких нормативов необходимо обеспечить кумулятивный учета воздействия всех факторов;

в-четвертых, поскольку в последнее время широкое распространение получило установление наряду с нормативами предельно допустимых выбросов (ПДВ) и сбросов (ПДС) загрязняющих веществ также лимитов временно согласованных выбросов (ВСВ) для источников загрязнения, которые без совершенствования технологий не могут выполнить ПДВ и ПДС, на таких территориях не обеспечивается качество окружающей среды и право каждого на благоприятную окружающую среду. В этой связи представляется необходимым ужесточить требования, направленные на соблюдение этих нормативов, устанавливаемых сроком на 5-10 лет. Для этого следует создать правовые механизмы, обеспечивающие соблюдение такого режима, при котором в течение установленного срока должна быть модернизирована технология производства либо построены очистные сооружения при одновременном переходе предприятия именно в этот срок на соблюдение предельно допустимых нормативов (ПДВ и ПДС). Эти меры будут способствовать обеспечению качества окружающей среды при условии осуществления надлежащего государственного экологического контроля, эффективность которого на сегодняшний день отсутствует;

Перейти на страницу: 1 2

Интересное по теме

Биогеохимические циклы и антропогенное влияние на них
Биогеохимия представляет собой междисциплинарную науку, возникшую в в XXв. в пограничной области между биологией, геологией и химией. Биогеохимия концентрирует свое внимание на из ...

Международное сотрудничество в сфере природопользования
Неравномерность размещения природных ресурсов по территории Земли и стремление обладать тем, чего нет у себя, но есть у соседа, являлось во все времена причиной возникновения каких ...

Трансформация люизита в объектах окружающей среды
Для организации и проведения мониторинга состояния окружающей среды в районах хранения и уничтожения химического оружия, а также для прогнозирования развития возможных критических ...

Прогнозирование возможных изменений в окружающей среде в результате намечаемой деятельности. Методы прогнозирования
В основе составления ОВОС лежит, прежде всего, типовая схема о влиянии технического (инженерного) объекта на окружающую территорию. При этом используется вся совокупность методов: ...