Экологическая политика в Европе

В Европейский Союз входят 27 государств, в том числе Испания.

Все государства - члены ЕС суверенны и играют значительную роль на международной арене. Для государственных и общественных деятелей, ученых и специалистов различных стран понимание социально-экологических проблем принимает все более стройные научно-методологические характеристики и подходы.

Природа для человека и общества представляет наибольшую значимость в трех основных аспектах: как источник ресурсов для развития производства и удовлетворения различных потребностей населения; как пространственный

Природа для человека и общества представляет наибольшую значимость в трех основных аспектах: как источник ресурсов для развития производства и удовлетворения различных потребностей населения; как пространственный базис для расселения людей и размещения производства; как оптимальная среда обитания в экологически адекватном природном равновесии.

Декларация Стокгольмской конференции 1972 года по окружающей среде конкретно и определенно провозгласила (п. 2 преамбулы Декларации), что сохранение и улучшение качества окружающей человека среды - важная проблема, влияющая на благосостояние народов и экономическое развитие всех стран. Особая ответственность в ней возлагается на человека и общество. Сегодня практически во всех государствах Европы признана необходимость теоретических разработок и практических шагов в формировании особой, экологической сферы государственно-управленческой деятельности, экологической политики.

Так, экологическая политика Швеции ориентирована на разработку экологически чистых мало-и безотходных производственно-технологических процессов и оборудования, которые не только способствуют предотвращению, но и гарантируют элиминацию антропогенных воздействий и загрязнений атмосферы, вод, почв и других природных объектов. Основная цель экополитики Швеции - остановить дальнейшую деградацию качества окружающей среды, восстановить ее естественное состояние.

Великобританский природоохранный опыт показывает, что экополитика может исходить также из упора на качественные критерии объектов окружающей природной среды, оставляя на втором месте поиск наиболее жестких стандартов антизагрязняющей деятельности. Загрязнение среды в экополитике этой страны рассматривается как один из многих компонентов комплексного анализа факторов политической экологии в социально-экономическом развитии.

Оценка окружающей среды в Великобритании проводится как до начала проектирования какого-либо строительства, так и периодически в последующие периоды жизнедеятельности.

Экологическая политика Франции в большей степени, чем в других странах, связана с общими направлениями организационно-правового регулирования природоохранных проблем. Реализация принципа «загрязнитель платит» (ПЗП) привела, в значительной степени под давлением стандартов ЕЭС, к разработке детальных мер и средств взыскания с загрязнителя различных видов платежей природопользования - своеобразной «экологической налоговой политики».1

Конституция Испании (часть 1 пункт 23 статьи 149) к исключительному ведению Государства относит такие предметы как Основы законодательства по охране окружающей среды, независимо от полномочий автономных Сообществ,

для осуществления дополнительных охранительных мер.

Таким образом, очевидно, что разработка экологической политики была и остается объективной необходимостью функционирования любого современного государства Европы.

Охрана окружающей среды всегда была предметом рассмотрения на различных международных совещаниях. О ней говорится в Договоре о Европейском Сообществе (далее следует читать ДоЕС).

Так, согласно статье 2 ДоЕС Европейское Сообщество стремится к «гармоничному, сбалансированному и устойчивому развитию экономической жизни» так же, как к «высокой мере охраны окружающей среды, улучшению ее качества, повышению качества жизни». Для достижения этих целей Европейское сообщество проводит политику «в области экологии» (ст. 3 буква «1» этого Договора).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Интересное по теме

Основы экологии
Жизнедеятельность человека связана с появлением огромного количества разнообразных отходов. Твердые бытовые отходы (ТБО) являются отходами сферы потребления, образующимися в резуль ...

Организация системы мониторинга за климатическими изменениями в России и других странах
Информация о состоянии окружающей природной среды, об изменениях этого состояния используется человеком давно. Последние сто с лишним лет наблюдения ведутся регулярно - достаточно ...

Байкал охраняемая природная территория
Экосистема озера Байкал при всей ее значимости и международной известности как объект правовой охраны практически не рассматривалась в качестве единого целого предмета регулирован ...

Агроэкологическая группировка земель для обоснования адаптивно-ландшафтного земледелия Учхоза №1 Омского района
Социально - экономические условия, сложившиеся к настоящему периоду, требуют более дифференцированного учета, инвентаризации и оценки почвенно земельных ресурсов. Адаптация зем ...