Охрана леса и контроль

Основная функция Гослесагентства КР, на которой мы остановимся более подробно, состоит в организации лесного хозяйства, т. е. работы, направленной на рациональное использование, воспроизводство, охрану и защиту лесов. В эту работу входят следующие показатели: основные требования по ведению лесного хозяйства, распределение лесов по группам и категориям защитности, расчетной лесосеки, владение лесным фондом.

Основные требования к ведению лесного хозяйства включают принципы лесохозяйственных отношений: сохранение и усиление экологической функций леса, повышение его природоохранного значения; воспроизводство леса и улучшение его породного состава; эффективность ведения лесного хозяйства. Нетрудно заметить, что приоритет в перечне функций отдается экологическим, лесоохранным направлениям деятельности службы лесного хозяйства. Потребительское же значение леса в смысле удовлетворения потребностей народного хозяйства и граждан в древесине ставится в перечне на второе место (хотя на практике реализации закона все происходит наоборот). Основные требования ведения лесного хозяйства, зафиксированные в Лесном кодексе КР, разумеется, относятся не только к органам лесного хозяйства системы Гослесагентства. Они распространяются на всех лесопользователей в лесах республики. Эти требования положены в основу подразделения лесов лесфонда по группам в соответствии с выполняемыми ими экологическими либо экономическими или культурно-оздоровительным функциями. Все леса по их экологическому, экономическому, культурно оздоровительному значению подразделяются на три группы. Подобное деление существовало издавна. Действующее законодательство вновь подтверждает его правовое и организационное значение.

К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно экологические и природозащитные функции. Это почвозащитные, водо-охранные, санитарно-гигиенические, городские леса, леса заповедников, природных национальных парков. Данная группа лесов расположена по всей территории Республики. Она устанавливается Гослесагентством по согласованию с исполнительными органами регионов республики. В лесах первой группы запрещена заготовка древесины на основе рубок главного пользования. Допускаются рубки ухода за лесом, санитарные рубки деревьев, если это не противоречит целям охраны леса.

К лесам второй группы относятся лесные массивы с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, районов, где леса недостаточно. Леса второй группы имеют природозащитные и ограниченно эксплуатационное значение. В соответствии с принципом неистощимости в пользовании лесным фондом заготовка древесины в лесах данной категории ведется на основе расчетной лесосеки.

Под расчетной лесосекой понимается норма подлежащей вырубке древесины. Это не совсем точно. Весь "расчет" лесосеки должен состоять в том, что норма ежегодной вырубки исходит из соответствия ее норме ежегодного прироста древесины по республике, области, району, лесхозу. Причем не выборка древесины, в рамках расчетной лесосеки в одном году не дает оснований для сохранения этого количества на следующий год.

Лесами третьей группы считаются леса многолесных районов, где площадь, занятая лесным древостоем, превышает 50% территории. Эти леса имеют преимущественно эксплуатационное значение. Они в основном предназначены для удовлетворения потребностей в древесине народного хозяйства и граждан. Вместе с тем эта группа лесов в силу занимаемого ею пространства выполняет важные экологические функции. Среди них, прежде всего, следует назвать тот удельный вес, который они имеют в пополнении кислородного запаса атмосферы.

В лесах всех групп органами лесного хозяйства могут быть выделены особо охраняемые участки леса с ограниченным режимом лесопользования. В лесах первой группы - это леса заповедников и национальных парков, городов и зеленых зон, защитные, санитарные леса и т.д. В лесах второй и третьей групп такими особо охраняемыми зонами могут стать особо ценные участки леса, полезащитные насаждения, места обитания редких и исчезающих растений и животных, занесенных в Красную книгу. Расчетная лесосека устанавливается органами лесного хозяйства по согласованию с местными исполнительными органами, на основе принципов непрерывности и неистощимости лесопользования и с учетом рубок главного пользования при заготовке древесины по каждому лесному хозяйству. Расчетная лесосека утверждается Гослесагентством по согласованию с местными органами власти. Перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, производится в исключительных случаях с разрешения правительства КР.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Интересное по теме

Эколого-экономические проблемы регионального развития
Проблема взаимодействия человека с природой - проблема вечная и одновременно современная. Ведь человечество связано с природным окружением своим происхождением, существованием и бу ...

Экономическая оценка воздействия на окружающую среду (на примере ОАО РУСАЛ-Красноярск)
Каждое предприятие, занимающееся производством какой-либо продукции, оказывает значительное влияние на природную окружающую среду. Поэтому в условиях развития промышленного произв ...

Принципы проведения экологической экспертизы
Проведение экологической экспертизы должно основываться на соблюдении следующих принципов: обязательности проведения государственной экологической экспертизы; взаимодействия с контр ...

Состояние охраны окружающей среды в России
В современном мире проблемы связанные с охраной природы по своей общественной значимости вышли на одно из первых мест, оттеснив даже опасность ядерной войны. Бурное развитие хозяйс ...