Организационная база построения программно-целевого планирования в сфере управления охраной окружающей среды

окружающий охрана планирование программа

Управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды предусматривает следующие направления деятельности:

Экологическая политика государства (экополитика) выделяет четыре вида экополитики:

1) международно-глобальная - это установление квот, платы за загрязнение, запретов на сброс.

2) региональная экополитика предусматривает создание пограничных заповедников, установление региональных квот изъятия живых природных ресурсов.

) национальная (государственная) экополитика предполагает принятие и реализацию социально-экономических управленческих решений и международных договоров, касающихся экологического состояния территорий.

) локальная политика - экополитика в границах малых территориальных образований

Согласно Закону «Об охране окружающей среды», на каждом уровне управления обязательно планирование мероприятий, которые необходимо выполнять для охраны окружающей среды и природопользованию.

Эти мероприятия согласуются и учитываются в федеральных программах экологического развития РФ, целевых программах в области охраны окружающей среды субъектов Федерации. Качество исполнения, заложенных в программах различного уровня мероприятий, корректирует на основе сложившейся ситуации экологический прогноз, который напрямую влияет на прогноз социально-экономического развития России.

Федеральные целевые экологические программы формируются для решения крупных экологических проблем общегосударственного значения и увязаны по ресурсам, срокам исполнения и исполнителям комплекса мероприятий. Они имеют свою классификацию по целям: межгосударственные, государственные, межрегиональные, региональные и локальные.

В рамках государственной экологической программы предполагается, что элементы регионов, в лице органов местного самоуправления, овладевая соответствующими способами экологической деятельности, должны направлять свои усилия на развитие инфраструктуры и улучшения экологического обеспечения региона. Важно отметить, что, именно, муниципальные образования (МО) должны инициировать взаимодействие в вопросах контроля состояния окружающей среды. Своевременно оказанная помощь и поддержка предприятию, обезопасит территорию от чрезвычайной ситуации, а, следовательно, и от непредвиденных восстановительных затрат. Эффективное взаимодействие всех ведомств в территории, должны иметь общую технологическую и информационную поддержку.

Ведомственная поддержка экологической службы управления предприятия не должна выходить за рамки концепции технологической цепи производства. В основе этой концепции лежит принцип соблюдения определенного типа сети связей производственного характера, так как начальный экологический контроль осуществляется на производственной базе предприятия.

В условиях с различными входами исходного полупродукта в ряд различных производственных подсистем, дальнейшем разветвлении входов этого продукта в последующие производства необходимо проектировать и согласовывать общие вопросы экологического взаимодействия с участниками типа сети связей, в среднем звене которой каждой производственной подсистемы изготавливаются полупродукты для одного из конечного ее звена. В указанном на рисунке 2 типе связей могут проектироваться различные эколого-технологические цепи. Комбинированные структуры сети связей эколого-технологической цепи производства могут явиться основой формирования рационального экологического взаимодействия. Это будет являться точкой отсчета в сетевом планировании выхода экологической информации для принятия соответствующих управленческих решений. Пример блочной сети связей эколого-технологической цепи производства приведен на рисунке 2, что характерно для добывающих производств.

Комплект

Ресурс

Комплекс

Рис. 2 Блочная сеть связей эколого-технологической цепи

На локальном уровне эколого-технические службы предприятия, контролирующие исправность оборудования должны демонстрировать постоянную готовность к анализу и оценке степени необходимого ремонта технически сложных агрегатов и узлов, несущих максимальную нагрузку в процессе функционирования, возможную их замену для обеспечения охраны окружающей среды. Природоохранные программы предприятия представлены планированием и исполнением мероприятий, заложенных в комплексном документе перспективного планирования, который ориентирован на решение экологических проблем.

Это реализуется при выработке общих мероприятий по взаимодействию, которые возможны при исполнении системно-комплексного подхода в управлении. Когда кроме исполнения принципа цели, упорядоченности и организованности, необходимо более широко охватить решение взаимообусловленной проблемы через разностороннее взаимодействие. Комплексный подход в управлении требует учитывать взаимосвязанные факторы, влияющие на решение проблемы. Он охватывает связи одного или смежных уровней иерархической структуры какой-либо системы.

Перейти на страницу: 1 2

Интересное по теме

Расширение возможности переработки отходов с помощью плазменных технологий
Сжигание отходов является одной из наиболее распространенных и эффективных технологий, позволяющих значительно сокращать объем отходов. На сжигание направляются выделенные в резул ...

Внедрение современной технологии управления обеспечением охраны окружающей среды на примере предприятия ООО Ямбурггаздобыча
Актуальность темы исследования. Развитие всего живого, человеческих цивилизаций и государств, каждого члена общества зависит от концентрации, доступности и технологии добычи и испо ...

Экологические фонды задачи, принципы, особенности
Важным элементом экономического механизма регулирования в области охраны окружающей среды являются экологические фонды, которые включают Федеральный экологический фонд Российской Ф ...

Основные понятия и законы экологии
Экология как наука сформировалась лишь в середине прошлого столетия, после того, как были накоплены сведения о многообразии живых организмов на Земле, об особенностях их образа жи ...