Конституционные положения

окружающий среда охрана экологический

Правовой механизм охраны природы можно рассматривать с точки зрения иерархии его источников, в первую очередь нормативно-правовых актов. Наряду с перечисленными общими, специальными и обеспечивающими законами ее образуют (во всех правовых системах, в том числе и в российской) Конституция, законы, подзаконные и иные письменные акты правотворчества различных субъектов, правовые обычаи и прецеденты.

Как источник экологического права Конституция РФ содержит нормы, являющиеся важными началами экологического права. Это нормы об основах конституционного строя, правах и свободах человека и гражданина и др., если они, во-первых, применимы к отношениям в сфере взаимодействия общества и человека с окружающей средой, во-вторых, выступают в качестве специальных предписаний и регулируют отдельные экологические отношения, статус и режим их объектов. Наличие таких норм предопределяет экологическую политику государства, поскольку именно в этом источнике права высшей юридической силы формулируется функция охраны окружающей природной среды. Здесь же устанавливается общеправовой принцип приоритета охраны природы и ответственности нынешнего поколения перед будущими, закрепляются суверенитет страны, обязанности его защиты государством во внутренних и внешних отношениях, т.е. экологический конституционный правопорядок.

В ч. 1 ст. 9 Конституции РФ провозглашается, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эта норма, во-первых, содержит оценку природных ресурсов, носящую абсолютный характер; во-вторых, устанавливает два типа отношений в сфере взаимодействия с окружающей средой - использование и охрану; в-третьих, ограничивает их пространственными пределами - территорией РФ; в-четвертых, указывает на открытый перечень объектов взаимодействия: все природные ресурсы как составляющие окружающей среды; в-пятых, обозначает цели взаимодействия как основу жизни и деятельности; наконец, в-шестых, определяет субъектов природопользования - всех людей, граждан, проживающих на территории России.

В ч. 2 ст. 9 содержится важное конституционное положение о формах собственности на землю и другие природные ресурсы. В соответствии с ним они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Оценивая значение конституционных положений ст. 9, следует учитывать, что она помещена в гл. 1 «Основы конституционного строя», определяющей исходные предпосылки функционирования общества и государства, в том числе экологическую функцию нашего государства.

Основополагающие установления ст. 9 развиваются в ст. 36, где зафиксировано, что граждане и их объединения в праве иметь в частной собственности землю. Кроме того, в ст. 36 перечислены полномочия собственников земли и других природных ресурсов (владение, пользование и распоряжение), которые осуществляются ими свободно, и ограничения экологического и юридического характера - «если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц», что возводит принцип экологической связанности права собственности на конституционный уровень.

Важное конституционное значение имеет вопрос о разграничении в экологическом плане предметов ведения РФ и ее субъектов, устанавливаемом ст. 71 и 72 Конституции РФ. К ведению Федерации (ст. 71) относятся: федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития страны; федеральные налоги и сборы (в том числе экологические); федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральные транспорт, пути сообщения; деятельность в космосе; производство ядовитых веществ и порядок их использования; определение статуса и защита территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, т.е. природных ресурсов, на которые распространяется суверенитет и юрисдикция РФ; метеорологическая служба, стандарты; геодезия и картография и др.

Перейти на страницу: 1 2

Интересное по теме

Комплекс контроля и управления в решении проблем нормализации экологической обстановки предприятия
В современности проблемы защиты окружающей среды, включая природно-техногенные комплексы, экосистемы и биогеоценозы, обеспечения соответствия среды жизни человека нормам благополу ...

Байкал охраняемая природная территория
Экосистема озера Байкал при всей ее значимости и международной известности как объект правовой охраны практически не рассматривалась в качестве единого целого предмета регулирован ...

Процессы накопления и миграции токсичных химикатов в почве
Создание объектов по уничтожению химического оружия с нулевым риском, как и других сложных химико-технологических объектов, невозможно и вероятность аварий всегда остается [1-3]. ...

Объекты экологической экспертизы
Обязательной государственной экологической экспертизе подлежат следующие объекты: все виды планировочной, предплановой и предпроектной документации, проекты прогнозов, экологических и ...