Система органов государственного управления охраны природы

Традиционно рассматривается двухуровневая система - общего и специального экологического управления, поскольку органы, осуществляющие по закону или иному уполномочиванию государственное экологическое управление, делятся в зависимости от своего статуса на общие и специальные. Возможен анализ системы этих органов по масштабам деятельности в соответствии с их делением на федеральные и территориальные (субъектов РФ).

К органам общего управления (общей компетенции) относятся Президент и Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (муниципальные образования). Компетенция их определена в Конституции РФ и конституциях субъектов РФ (базовая), в общих и специальных актах экологического законодательства (конкретная).

Деятельность Президента и Правительства РФ в сфере экологического управления сосредоточена в первую очередь на определении и реализации экологической политики, приоритетности задач охраны окружающей среды, обеспечении экологической безопасности и рационального природопользования, общем руководстве и управлении природоохранительной деятельностью и общем контроле за нею. С учетом масштабов деятельности аналогичные функции выполняют и другие субъекты общей компетенции.

Подсистема органов специального экологического управления имеет более сложную структуру и предполагает выполнение более разнообразных функций. Ее образуют многочисленные органы федеральной исполнительной власти и их территориальные (и межрегиональные) органы, специально уполномоченные указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ осуществлять экологическое управление.

В настоящее время подсистема органов специального экологического управления строится по формальному критерию, т.е. в соответствии со статусом органа исполнительной власти. Согласно Указу Президента РФ от 17 мая 2000 г. выделяются:

) министерства: Министерство природных ресурсов РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство РФ по атомной энергии, Министерство промышленности, науки и технологий РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство внутренних дел РФ;

) государственные комитеты: Государственный комитет РФ по рыболовству, Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии, Государственный таможенный комитет РФ;

) федеральные службы: Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба земельного кадастра России, Федеральная служба геодезии и картографии России, Федеральная пограничная служба РФ, Федеральная служба безопасности РФ;

) федеральные надзоры: Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности.

Понятно, что фактически все министерства и ведомства выполняют отдельные задачи экологического государственного управления. Для этого в некоторых из них выделены отделы или иные подразделения, но их функции носят более частный либо подчиненный иным целям характер. Кроме того, активно формируется такой институт управления, как государственные службы.

После преобразования весной 2000 г. системы органов исполнительной власти в стране, ликвидации Госкомэкологии и Федеральной службы лесного хозяйства главным органом (по объему полномочий и количеству сфер управления) является Министерство природных ресурсов (МПР) России (Положение о нем утверждено 25 сентября 2000 г.). Этот федеральный орган исполнительной власти проводит государственную политику и осуществляет управление в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов и окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности, а в случаях, установленных законодательством РФ, координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Именно на него возложены задачи, связанные с экологическим управлением фондом недр и лесным хозяйством, водным и лесным фондом, животным миром и заповедным делом, а также с организацией государственной экологической экспертизы, государственного контроля за использованием и охраной земель, отходами (кроме радиоактивных). Только перечисление функций и сфер деятельности МПР России занимает несколько страниц.

Перейти на страницу: 1 2 3

Интересное по теме

Требования к качеству питьевой воды
Доступ к безопасной питьевой воде имеет существенное значение для здоровья как основное право человека и компонент эффективной политики в области охраны здоровья. Качественная пить ...

Природоохранная деятельность в Российской Федерации
Защита природы сегодня является мировой проблемой и решается на уровне ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций. Во многих странах охрана природы стала государственным делом ...

Количественное определение нитратов в продуктах растительного происхождения
Одной из важных проблем экологии является охрана агроэкосистем от негативного воздействия научно-технического прогресса: интенсификации и химизации сельского хозяйства, химического ...

Актуальные вопросы социальной экологии
1. Где и когда состоялась 1 конференция ООН по окружающей среде? . Какие разногласия между развитыми и развивающимися странами выявились на конференции ООН в Рио-де-Жанейро ...