Управление охраны природы в условиях России

В самом общем виде экологическое управление означает совокупность осуществляемых органами публичной власти и иными уполномоченными субъектами действий по организации и контролю, упорядочению и надзору за экологически значимым поведением людей, за соблюдением требований экологического законодательства.

Экологическое управление рассматривается с помощью моделей, описывающих:

• систему федеральных (центральных), территориальных и локальных органов, его осуществляющих;

• функции, выполняемые этими органами;

• используемые правовые инструменты (последнюю можно разделить на три более частные модели, имеющие разную правовую природу: административно-правовые средства, экономико-правовые инструменты, санкции).

В литературе рассматривается несколько осуществляемых разными субъектами видов экологического управления: государственное, ведомственное (отраслевое), производственное и общественное управление. Наиболее подробно развито и соответственно изучено государственное управление в сфере охраны окружающей среды, означающее реализацию всеми уполномоченными на то органами исполнительной власти и должностными лицами в рамках своей компетенции экологической политики, осуществляемой в соответствии с действующим законодательством, концепциями, стратегиями и программами, принятыми в установленном порядке.

Функция управления - закрепленное в законодательных и иных нормативных правовых актах направление деятельности субъекта или группы субъектов экологического управления по организации охраны окружающей среды и использованию природных ресурсов.

Функции государственного экологического управления следует выделять, используя следующие формальные признаки:

• принадлежность субъекта управления к системе публичной власти;

• обозначение субъекта управления в актах, регулирующих его правомочия, в качестве уполномоченного в сфере управления природопользованием и охраной окружающей среды либо путем указания на конкретные управленческие задачи;

• осуществление управленческой функции от имени государства;

• наделение субъекта управления для осуществления функции соответствующими правовыми средствами (например, устанавливать запреты, ограничения, применять санкции, давать разрешения, определять условия деятельности, давать обязательные для исполнения руководящие указания и т.п.).

С учетом этих признаков к функциям можно отнести:

• определение стратегии (принятие государственных концепций) и планирование (в форме федеральных и региональных целевых программ, иных планов);

• учет природных ресурсов и наблюдение за состоянием окружающей среды (осуществляются в формах мониторинга и ведения кадастров);

• распределение и перераспределение природных ресурсов между пользователями;

• пространственно-территориальное устройство природных ресурсов;

• разрешительную систему (выдача разрешений и лицензий на пользование природными ресурсами и оказание воздействий на окружающую среду);

• нормотворчество;

• контроль и надзор;

• разрешение споров (кроме подсудных).

Методы управления весьма разнообразны. К ним относятся: административные (собственно управленческие); экономические, предусматривающие создание материальной заинтересованности надлежащего экологического поведения; идеологические (агитация, воспитание, образование и т.п.). На основе иных критериев выделяются методы убеждения и принуждения, обязательных предписаний, запреты, рекомендации, санкционирование, разрешение, согласование.

Интересное по теме

Внедрение современной технологии управления обеспечением охраны окружающей среды на примере предприятия ООО Ямбурггаздобыча
Актуальность темы исследования. Развитие всего живого, человеческих цивилизаций и государств, каждого члена общества зависит от концентрации, доступности и технологии добычи и испо ...

Методы обеспечения устойчивой работы овощехранилища в Репино
Обеспечение устойчивого функционирования народного хозяйства является одной из важных задач единой Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). ...

Виды нарушений природоохранного законодательства РК в области экологической экспертизы
Виды: нарушение установленного обязательного порядка проведения государственной экологической экспертизы; фальсификация результатов проведенной экологической экспертизы; нарушени ...

Экспертная комиссия
Экспертная комиссия образуется для проведения экологической экспертизы конкретного объекта органом, имеющим право назначать, инициировать и проводить государственную или общественную экол ...