Государственная экологическая экспертиза

В соответствии с действующим законодательством исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы предоставлено специально уполномоченным органам в области экологической экспертизы. В период принятия Федерального закона «Об экологической экспертизе» таким федеральным органом было Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации. После реорганизации в 1996 году федеральных органов исполнительной власти эти функции возложены на Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей природной среды. Но в целом система федерального и территориальных органов государственной экологической экспертизы сохранилась. Как в составе Минприроды России, так и в составе вновь созданного Государственного комитета эти функции на федеральном уровне осуществляет определенное структурное подразделение (в бывшем Министерстве - департамент, во вновь созданном комитете - управление). На региональном уровне такие структурные подразделения имеется в природоохранных органах субъектов Российской Федерации.

Структурные подразделения (департамент, управление и т.д.), выполняющие экспертные функции в составе федерального природоохранного органа (министерства, государственного комитета и т.д.) и экспертные подразделения территориальных природоохранных органов образуют единую систему государственной экологической экспертизы. В частности, разногласия, возникающие в процессе экспертизы между территориальными экспертными подразделениями, рассматриваются структурным подразделением по экологической экспертизе, входящим в состав федерального природоохранного органа.

В связи с тем, что только одному государственному уполномоченному органу в области охраны окружающей среды предоставлено право на проведение государственной экологической экспертизы, возникают определенные коллизии с другими специально уполномоченными органами в области охраны окружающей природной среды (Рослесхозом, Роскомрыболовством, Госсанэпиднадзором России и др.). Требуют уточнения и взаимоотношения в этой части с Минстроем России, который уполномочен проводить комплексную экспертизу технико-экономических обоснований и проектов строительства, а значит, рассматривать и экологические вопросы.

Ни в Федеральном законе, ни в утвержденной Правительством РФ Положении о порядке проведения государственной экологической экспертизы ничего не говорится об участии представителей различных министерств и ведомств могут быть включены в состав комиссий, но не как выразители ведомственных интересов, а в качестве специалистов по конкретным вопросам. Более того, при формировании этих комиссий в каждом случае индивидуально рассматривается вопрос, способен ли привлекаемый к экспертизе специалист экологические интересы населения поставить выше ведомственных.

Вместе с тем при подготовке заключения государственной экологической экспертизы учитываются материалы экспертизы заинтересованных министерств и ведомств. Как правило, они касаются вопросов рационального использования конкретных видов природных ресурсов. Так, если проектируется строительство вблизи водного объекта, то водохозяйственные органы следят, чтобы не нарушался режим водоохраной зоны, рыбохозяйственные - чтобы не ухудшались условия воспроизводства рыбных ресурсов и т.д.

Ведомственные экспертные материалы, направляемые в государственную экологическую экспертизу, носят рекомендательный характер. Однако, если эти рекомендации, по мнению направивших их органов, учтены недостаточно, у них есть правовые возможности воздействия на комиссию государственной экологической экспертизы. Во-первых, объекты экспертизы (проекты строительства, инвестиционные программы), как правило, до представления на экологическую экспертизу должны быть согласованы в установленном порядке с соответствующими министерствами и ведомствами. Во-вторых, если заключение экспертной комиссии, по мнению соответствующего министерства или ведомства (тем более осуществляющего функции специально уполномоченного органа в области охраны окружающей среды), не отвечает в полной мере требованиям охраны и рационального использования природных ресурсов, то оно имеет право обжаловать это заключение в судебном порядке.

В суд и арбитражный суд вправе обратиться также физические и юридические лица, не согласные с заключением государственной экологической экспертизы. В судебном порядке заключение может быть признано не действительным, если в нем будет выявлено нарушение действующего законодательства, в первую очередь, относящегося к порядку назначения и проведения государственной экологической экспертизы.

Перейти на страницу: 1 2 3

Интересное по теме

Загрязнение сельскохозяйственных продуктов
Любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. В природную среду во вс ...

Проблема городских отходов
Экологическая обстановка на нашей планете во многом зависит от того, насколько бережно мы поддерживаем чистоту на её поверхности. Среди негативных последствий человеческого присут ...

Процедура государственной экологической экспертизы
Процедура государственной экологической экспертизы состоит из последовательных стадий, в ходе которых экспертные органы исследуют и оценивают объекты экспертизы и подготавливают обоснован ...

Плавка в плазменно-дуговых печах с керамическим тиглем
Плавка в плазменно-дуговых печах - Печи этого типа в отношении их конструкции являются модификацией обычных дуговых сталеплавильных печей <http://emchezgia.ru/elektropechi/5dugovyepech ...