Государственная экологическая экспертиза

В соответствии с действующим законодательством исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы предоставлено специально уполномоченным органам в области экологической экспертизы. В период принятия Федерального закона «Об экологической экспертизе» таким федеральным органом было Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации. После реорганизации в 1996 году федеральных органов исполнительной власти эти функции возложены на Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей природной среды. Но в целом система федерального и территориальных органов государственной экологической экспертизы сохранилась. Как в составе Минприроды России, так и в составе вновь созданного Государственного комитета эти функции на федеральном уровне осуществляет определенное структурное подразделение (в бывшем Министерстве - департамент, во вновь созданном комитете - управление). На региональном уровне такие структурные подразделения имеется в природоохранных органах субъектов Российской Федерации.

Структурные подразделения (департамент, управление и т.д.), выполняющие экспертные функции в составе федерального природоохранного органа (министерства, государственного комитета и т.д.) и экспертные подразделения территориальных природоохранных органов образуют единую систему государственной экологической экспертизы. В частности, разногласия, возникающие в процессе экспертизы между территориальными экспертными подразделениями, рассматриваются структурным подразделением по экологической экспертизе, входящим в состав федерального природоохранного органа.

В связи с тем, что только одному государственному уполномоченному органу в области охраны окружающей среды предоставлено право на проведение государственной экологической экспертизы, возникают определенные коллизии с другими специально уполномоченными органами в области охраны окружающей природной среды (Рослесхозом, Роскомрыболовством, Госсанэпиднадзором России и др.). Требуют уточнения и взаимоотношения в этой части с Минстроем России, который уполномочен проводить комплексную экспертизу технико-экономических обоснований и проектов строительства, а значит, рассматривать и экологические вопросы.

Ни в Федеральном законе, ни в утвержденной Правительством РФ Положении о порядке проведения государственной экологической экспертизы ничего не говорится об участии представителей различных министерств и ведомств могут быть включены в состав комиссий, но не как выразители ведомственных интересов, а в качестве специалистов по конкретным вопросам. Более того, при формировании этих комиссий в каждом случае индивидуально рассматривается вопрос, способен ли привлекаемый к экспертизе специалист экологические интересы населения поставить выше ведомственных.

Вместе с тем при подготовке заключения государственной экологической экспертизы учитываются материалы экспертизы заинтересованных министерств и ведомств. Как правило, они касаются вопросов рационального использования конкретных видов природных ресурсов. Так, если проектируется строительство вблизи водного объекта, то водохозяйственные органы следят, чтобы не нарушался режим водоохраной зоны, рыбохозяйственные - чтобы не ухудшались условия воспроизводства рыбных ресурсов и т.д.

Ведомственные экспертные материалы, направляемые в государственную экологическую экспертизу, носят рекомендательный характер. Однако, если эти рекомендации, по мнению направивших их органов, учтены недостаточно, у них есть правовые возможности воздействия на комиссию государственной экологической экспертизы. Во-первых, объекты экспертизы (проекты строительства, инвестиционные программы), как правило, до представления на экологическую экспертизу должны быть согласованы в установленном порядке с соответствующими министерствами и ведомствами. Во-вторых, если заключение экспертной комиссии, по мнению соответствующего министерства или ведомства (тем более осуществляющего функции специально уполномоченного органа в области охраны окружающей среды), не отвечает в полной мере требованиям охраны и рационального использования природных ресурсов, то оно имеет право обжаловать это заключение в судебном порядке.

В суд и арбитражный суд вправе обратиться также физические и юридические лица, не согласные с заключением государственной экологической экспертизы. В судебном порядке заключение может быть признано не действительным, если в нем будет выявлено нарушение действующего законодательства, в первую очередь, относящегося к порядку назначения и проведения государственной экологической экспертизы.

Перейти на страницу: 1 2 3

Интересное по теме

Принципы проведения экологической экспертизы
Проведение экологической экспертизы должно основываться на соблюдении следующих принципов: обязательности проведения государственной экологической экспертизы; взаимодействия с контр ...

Виды нарушений природоохранного законодательства РК в области экологической экспертизы
Виды: нарушение установленного обязательного порядка проведения государственной экологической экспертизы; фальсификация результатов проведенной экологической экспертизы; нарушени ...

Инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферу от предприятия
Главными источниками загрязнения атмосферы являются промышленные предприятия и различные виды транспорта. Атмосферный воздух загрязняется из-за привнесения в него или образования ...

Глобальные экологические проблемы, причины и последствия
В этом реферате мы будем рассматривать одну из самых актуальных и волнующих тем на сегодняшний день. Проблема загрязнения природной среды становится столь острой как из-за объемов ...